Перевернутое образование
Традиционный образовательный процесс не сильно видоизменился за последние десятилетия. Начинается все с объяснения новой темы, затем – выполнение заданий, опять слово учителя и выдача домашнего задания, с которым справляются дома в одиночку или с помощью родителей. Именно такая модель доминирует сегодня в большинстве школ.Но сегодня архаичным формам в спину активно дышат инновации в подходах к обучению, среди которых одной из наиболее интересных является концепция «перевёрнутого класса» (flipping classroom).
Что же происходит в «перевёрнутом классе»? Суть метода состоит в том, что с лекционным и теоретическим материалом дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом презентации, видеоролики, прослушивая лекции и подкасты. А домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальных и групповых заданиях, общаясь с одноклассниками и преподавателем. Так и получается перевернутость: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом изучения в классе.
Среди популярных форм классной работы при таком подходе – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. На уроке акцент смещается от теоретического знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Так, к примеру, во время просмотра подготовленных роликов у учеников появляется возможность сразу задать вопросы, поспорить, что является хорошим стимулом развития мышления. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. У учителя же появляется возможность больше внимания уделять отдельным ученикам или небольшим группкам, если у них возникают проблемы с пониманием, а не доносить в обобщенной форме информацию всему классу.
Модель "перевернутого класса" была разработана несколько лет назад Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Впоследствии ей заинтересовалось огромное количество педагогов со всего мира. Сегодня существует целое сообщество «перевёрнутых педагогов», которое насчитывает около 16 000. Многие из них, кстати, уже используют МемоТест для домашних заданий: заводят материалы, создают классы и активно общаются с учениками.
Конечно, помимо плюсов, у модели есть и недостатки. Как, например, поступать с детьми, у которых нет компьютера или выхода в Интернет? Или родителей которых категорически против его использования? В какой форме готовить эффективные и привлекательные для учеников материалы для домашнего изучения? И, наконец, как организовать обучение в рамках модели "перевёрнутого класса", чтобы оно соответствовало требованиям к уровню знаний, умений и навыков учеников, предъявляемым школьной программой и стандартами?
Но важно другое. С каждым годом появляются все новые подходы к организации учебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитием новых технологий. Так не лучше ли перейти от критики к попыткам создать необходимые условия для внедрения появляющихся инноваций в сфере образования?
Время не стоит на месте и если сегодня еще остались те, кто довольствуется мелом, доской и собственной харизмой, то не факт, что завтра это сможет удержать внимание хотя бы 1% детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий